ЖБИ - общее понятие
Железобетон
- искусственный строительный материал. В современном строительстве этот
"союз" имеет чрезвычайно широкое распространение, что не удивительно
– ведь железобетон обладает большими техническими и экономическими
преимуществами по сравнению с другими материалами.
ЖБИ огнестойки и долговечны, не требуют
специальных защитных мер от разрушающих атмосферных воздействий. Прочность
бетона со временем увеличивается, а арматура не поддаётся коррозии, будучи
защищенной окружающим её бетоном.
Железобетон
обладает высокой несущей способностью, хорошо воспринимает и статические, и
динамические (в т.ч. сейсмические) нагрузки. Термин "железобетон"
нередко употребляется как собирательное название железобетонных конструкций и
изделий (жби)
Из железобетона
относительно легко создавать сооружения и конструкции самых разнообразных форм,
достигающих большой архитектурной выразительности. Железобетон состоит из бетона и стальной арматуры, работающих совместно как единый строительный
материал. Бетон – это искусственный
камень, полученный в результате твердения тщательно перемешанных крупных и
мелких заполнителей в вяжущим веществом – цементом и водой. Заполнители могут
быть естественного происхождения (кварцевый песок, щебень, гравий) или
искусственные (керамзит, термозит, металлургические шлаки и др.).
Бетон сопротивляется растяжению в 10-15
раз хуже, чем сжатию, сталь же хорошо сопротивляется растяжению.
Бетон и сталь почти одинаково увеличивают в объеме при
нагревании и сокращаются при охлаждении. Сцепление бетона со сталью является основой совместной их работы. При
недостаточном сцеплении арматура
будет скользить в бетоне и не сможет
участвовать в создании единого материала. Для получения надежного сцепления арматуры с бетоном применяют стержни с рифленой поверхностью, так называемую
арматуру «периодичного профиля», и сварные арматурные сетки и каркасы, а на
концах гладких стержней устанавливают крюки. Арматура должна быть очищена от грязи, отслаивающейся ржавчины и
окалины.
Плотный слой
бетона вокруг каждого арматурного стержня не только
обеспечивает сцепление арматуры с бетоном, но и защищает арматурную сталь
от ржавчины и от воздействия огня при пожарах. Слой бетона, отделяющий арматуру
от наружной поверхности конструкции, называется защитным. Толщина защитного
слоя, установленная техническими условиями, должна строго соблюдаться при
бетонировании.
По способу
выполнения железобетонные конструкции разделяются на монолитные, выполняемые на
месте строительства, сборные, выполняемые на заводах и полигонах и монтируемые
при сооружении зданий, и сборномонолитные, состоящие из железобетонных
элементов, связываемых после сборки монолитным
бетоном.
По способу армирования различают обычные и предварительно напряженные
железобетонные конструкции.
Предварительно
напряженные называются такие железобетонные конструкции, в которых путем
натяжения арматуры бетон отжимается в тех местах сечения, где нагрузки могут
вызывать растягивающие усилия.
Железобетонные
конструкции с арматурой, уложенной без начальных напряжений, называются
обычными железобетонными конструкциями.
Использование
высококачественных материалов при условии предварительного напряжения арматуры
позволяет:
• Уменьшить
расход стали на 30-60%;
• Уменьшить
расход бетона и снизить все конструкции на 10-20%;
•
Значительно уменьшить опасность появления трещин в бетоне;
• Уменьшить
прогибы и увеличить жесткость конструкций;
• Увеличить
долговечность конструкций.
Источник: http://www.astrid.com.ua |